Портрет М.Глинки. Художник А.Кручина
“Во многих отношениях Глинка имеет
в русской музыке такое же значение,
как Пушкин в русской поэзии.“
(известный критик В. В. Стасов)
1 июня 1804 года в селе Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской области в семье помещика родился будущий основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка.
Для русской музыкальной культуры Михаил Глинка стал такой же ключевой фигурой, как Александр Пушкин для русской литературы: опираясь на опыт, накопленный предшественниками, обогатив себя знаниями классического искусства Европы, они оба, практически современники, вывели русскую литературу и музыку на новый уровень.
Премьера оперы “Жизни за царя” состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери: “Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…”
13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный “Канон в честь М. И. Глинки”. Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.
“Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!”
Помимо оперы – “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) в творческом багаже композитора ещё только одна опера, но какая — “Руслан и Людмила”, несколько симфонических произведений, фортепианные сочинения, романсы. То, что он сделал за свою короткую жизнь для русской музыки, невозможно переоценить. Каждый жанр, к которому обратился композитор, получил не только новый уровень осмысления, но и мощный импульс для дальнейшего развития. Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщённость и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке (увертюра “Руслана и Людмилы”) и в симфонических пьесах. “Вальс-фантазия” для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839 года; оркестровые редакции 1845 года и 1856 года) — первый классический образец русского симфонического вальса. “Испанские увертюры” — “Арагонская хота” (1845 год) и “Ночь в Мадриде” (1848 год, 2-я редакция 1851 год) — положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра “Камаринская” (1848 год) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.
Критик В. Стасов писал, что “Глинка… в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни”.
Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности — фундамента глинкинской мелодики, — также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Ещё во время учёбы в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище, где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер, Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. “Не пой, красавица, при мне”, “Я помню чудное мгновенье”, “В крови горит огонь желанья”, “Ночной зефир”). Известны также его романсы и на произведения других поэтов — Жуковского (баллада “Ночной смотр”), Баратынского (“Не искушай меня без нужды”), Кукольника (“Сомнение» и цикл из 12 романсов “Прощание с Петербургом”). Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832 год).
В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.
Первый памятник Глинке. Создан в 1885-87 гг. и установлен в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке
Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы (которая после кончины их матери и двух своих детей с начала 1850-х годов целиком посвятила себя заботам о брате, а после его кончины сделала всё, чтобы опубликовать его произведения) прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу написали “ФАРФОР”. Это очень символично, если вспомнить канон, сочинённый друзьями Глинки после премьеры “Ивана Сусанина”. На могиле Глинки установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева.
В Берлине на русском православном кладбище находится мемориальный памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.
Биографические фильмы полны драматизма и увлекают не хуже голливудских блокбастеров. Фильм “Композитор Глинка” – картина о жизни и творчестве человека, подарившего миру такие шедевры как оперы “Руслан и Людмила”, и “Жизнь за царя”, а также множество других произведений: от камерно-инструментальных сочинений до песен и романсов. В биографической картине роль Глинки исполняет Борис Смирнов, а его сестру – Любовь Орлова. Кроме того, в фильме снимались Георгий Вицин, Святослав Рихтер, Анатолий Папанов, Лев Дурасов и другие известные актёры отечественного кинематографа.