15 июля 1904 года в германском городке Баденвайлер скончался русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы Антон Павлович Чехов. Будучи врачом по профессии он стал Почётным академиком Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности в 1900-1902 годах. Чехов один из самых известных драматургов всех времён. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Пьесы Чехова — в особенности “Чайка”, “Три сестры” и “Вишнёвый сад” — на протяжении более 100 лет ставятся на самых известных сценических площадках мира.
Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге, Екатеринославской губернии.
С конца 70-х гг. XIX-го века началась литературная деятельность Чехова. Сотрудничая в различных юмористических журналах (“Осколки” и др.), Чехов подписывался псевдонимами — Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата, Макар Балдастов и др. Но чаще всего он пользовался псевдонимом Антоша Чехонте. Первая книга рассказов Чехова — “Сказки Мельпомены” — вышла в 1884 году, за ней в 1886 году выходят “Пёстрые рассказы”.
Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине, который он посетил в 1890 году. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. Поездка на остров Сахалин оставила глубокий след в его творческом сознании — очерково-публицистическая книга “Остров Сахалин” (1893—94 гг.), рассказы “В ссылке” (1892 г.), “Убийство” (1895 г.) и повесть “Палата № 6” (1892 г.). Исполненная духом протеста против мрачной, “тюремной” действительности, “Палата № 6” стала высшей точкой в развитии критического реализма Чехова конца 80 — начала 90-х гг. Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С. Лобас отмечал: “С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи”.
В 1891/92 годах в средней полосы России и Поволжья из-за сильнейшей засухи случился неурожай и как следствие — сильнейший голод. А.П. Чехов организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что правда скрывается от общественности. В это время Чехов пишет рассказ “Жена”.
В 1892 году Чехов покупает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии. Давняя мечта жить в деревне осуществилась.
Мелиховский период — это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.
Художественная манера Чехова состоит в глубокой, органичной связи с идейной направленностью его творчества, стремлением пробудить душу живу в своём современнике. Писатель утверждает, что чем объективнее сюжет, тем сильнее впечатление. Чеховский принцип лаконизма и сжатости повествования вырос из уверенности в активности, в способности читателя улавливать скрытый и сложный смысл литературного произведения. неслучайно с этим связана повышенная роль деталей, на первый взгляд мелких, но глубоко неслучайных, психологически и эмоционально насыщенных подробностей. У Чехова деталь оказывается не только намёком на важное и характерное, но и носителем внутреннего движения рассказа, повести, пьесы. Таковы зонтик Юлии в повести “Три года”; экипаж, в котором ездит доктор Старцев (“Ионыч”); убитая птица в “Чайке”.
Перенося центр тяжести на внутренний сюжет, историю души героя, скрытую динамику его борьбы с обстоятельствами, средой, тиной обывательского существования, зрелый Чехов отказывается от напряжённого действия, интриги, внешней занимательности. Трагический смысл многих произведений Чехова именно в том, что ничего не происходит, всё остаётся по-старому.
Неотъемлемой чертой Чехова-художника является углублённое понимание трагического не как страшного, исключительного, из ряда вон выходящего, но как будничного, повседневного и обыденного. «Прозаическая трагедия» тем более опасна, что губит героя незаметно, усыпляя, приучая к мысли, что иной жизни, не прозаической, быть не может. Для Чехова страшно — нестрашное, губительно — не смертельное, бескровное. Мало у кого из русских писателей-сатириков был такой сложный — при внешней простоте — сплав смеха и серьёзности, сатиры и лирики, как у Чехова. Его смех — не отдельная сторона художественного дарования, это сама атмосфера произведения, сложная гамма чувств — от обличения, осмеяния, всего уклада жизни до раскрытия грустной неприкаянности, человечности ”душ” и “душечек”. Более 100 лет прошло, а Чехов в своём творчестве остаётся нашим современником. Взять хотя бы чиновничий произвол и связанное с ним раболепие. “Толстый и тонкий”, “Крыжовник”, “Смерть чиновника” – прочитайте эти рассказы, и Вы без труда найдёте аналогию в окружающей Вас действительности.
Новые пути проложил Чехов для развития русской и мировой драматургии. Он отказывается от деления персонажей на «ангелов» и «злодеев», на односторонне изображенных носителей добра и зла. Так же, как в прозе, писатель отказывается от сюжета-интриги и переносит центр тяжести на скрытый, внутренний сюжет, связанный с душевным миром героя. Сюжет возникает не как цепь событий, но как история устремлений человека к действию, его попыток вырваться из круговорота будней, из оков “прозаической трагедии”.
Пьесы Чехова строятся как многоплановое развёртывание многих мотивов и лейтмотивов, связанных с разными человеческими судьбами. В чеховской драматургии получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутренней связей между людьми. Персонажи чеховских пьес отделены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружен в своё состояние. Однако общая лирическая атмосфера объединяет, казалось бы, разрозненных героев.
За 25 лет творчества Чехов создал порядка 900 различных произведений — от коротких юмористических рассказов до серьёзных повестей и пьес — многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя “Степь”, “Скучная история”, “Дуэль”, “Палата № 6”, “Рассказ неизвестного человека”, “Мужики”, “Человек в футляре”, “В овраге”, “Детвора”, “Драма на охоте”; из пьес: “Иванов”, “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишнёвый сад”.
Летом 1904 года Чехов выехал для продолжения лечения на курорт в Германию. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля (по старому стилю) 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал: „Я умираю“. Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: „Давно я не пил шампанского…“, спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда”.