этот месяц в истории

90 лет тому — 19 июля 1934 года родился Александр Анатольевич ШИРВИНДТ — Народный артист России, профессор, художественный руководитель Московского театра сатиры.

Детство Александра Ширвиндта прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке. Детские воспоминания А.А. Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зелёная, Л. Утёсов… Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твёрдо решил, что станет актёром, много играл в самодеятельном театре.

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях “Трудовой хлеб” А. Островского и “Ночь ошибок” Голдсмита.

Окончив училище с отличием, в 1956 году А.А. Ширвиндт был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Помимо них в театре было целое созвездие прекрасных актёров, как “старых мастеров” – Соловьёв, Вовси, Пелевин, Всеволодов, Шатов, Брагин, так и молодых талантов — В. Ларионов, М. Лифанова, Л. Лосев, Леонид и Римма Марковы, Г. Карнович-Валуа. Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского “Первая Конная”, который поставил Б.Н. Норд. Потом были работы в спектаклях “Товарищи-романтики” М. Соболя, “До свидания, мальчики!” Б. Балтера, “Колесо счастья” Тур, “Вам 22, старики!” Э. Радзинского, “Когда цветёт акация” Н. Винникова, “Чемодан с наклейками” Д. Угрюмова, “Центр нападения умрёт на заре” А. Куссани, “О Лермонтове” О. Ремеза и Т. Чеботаревской, “Святая Иоанна” Б. Шоу. Однако основной успех молодому актёру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это Тригорин в “Чайке” А.П. Чехова, Людовик в “Мольере” М.А. Булгакова, Гудериан в “Каждому свое” С. Алешина, Феликс в “104 страницах про любовь” и кинорежиссёр Нечаев в “Снимается кино” Э. Радзинского.

За время работы с А. Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера. В 1968 году вслед за А. Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной, куда перешли также актёры М. Державин, Л. Круглый, Л. Каневский, О. Яковлева, Д. Дорлиак, А. Дмитриева, Л. Дуров, И. Кириченко, В. Лакирев. В Театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях “Счастливые дни несчастливого человека” А. Арбузова, “Ромео и Джульетта” и др.

Ещё в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся “капустниками”. Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с актёрами М. Державиным, Л. Лосевым, А. Адоскиным, В. Богачевым, В. Ларионовым, Л. Сатановским, Э. Буровой, М. Менглет, Н. Палладиной начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актёра. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал всё равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде.

“Капустники” сразу же принесли Александру Ширвиндту признание публики во многом благодаря его “редчайшей способности объединять людей, создавать атмосферу добра и веселья” (Б. Поюровский). Причём он был не только исполнителем и режиссёром, но и автором (или соавтором) всех программ. Огромное количество “капустных” номеров было придумано вместе с Г. Гориным и А. Аркановым. Любовь к этому виду творчества А.А. Ширвиндт сохранил до конца жизни.

Уже в те далёкие годы А. Ширвиндт принимал участие в организации и проведении юбилеев многих замечательных деятелей искусства, в том числе Р. Плятта и Л. Утёсова. С 1970 года и по настоящее время А.А. Ширвиндт работает в Московском театре сатиры, где сыграл более 30 ролей. Он поставил немало спектаклей как режиссёр, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.

С первых дней работы в Театре сатиры А.А. Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль “Проснись и пой!” по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссёра, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: “Нам – 50” (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974 год) и “Концерт для театра с оркестром” (1982 год), а также спектакли по собственным сценариям: “Молчи, грусть, молчи…” (1985 год), “Спартак” (Мишулин) – “Зритель” (сборная) (1992 год).

Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил более 10 спектаклей, в том числе “Маленькие комедии большого дома” А. Арканова и Г. Горина (совместно с А. Мироновым, 1973 год), “Недоросль” Д. Фонвизина (1978 год), “Её превосходительство” С. Алешина (1979 год), “Страсти Черноморья” Ф. Искандера (1988), спектакль “Андрюша”, написанный совместно с А. Аркановым (2001 год), “Слишком женатый таксист” Р. Куни (2003), “Швейк, или гимн идиотизму” по Я. Гашеку (2004 год).

Во многих из своих режиссёрских работ А.А. Ширвиндт был занят и в качестве исполнителя: Отец в “Маленьких комедиях большого дома”, Ведущий в “Нам – 50!”, Вово в “Её превосходительство”, Ведущий в “Концерте для театра с оркестром…”, Лектор в “Молчи, грусть, молчи…”, Зенон Айба в спектакле “Страсти Черноморья”.

На эстраде А.А. Ширвиндт работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М. Державиным возник ещё в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки “капустников”. Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.

Александр Ширвиндт много и с успехом снимался в кино. Его дебютом на экране стала роль Ухова в картине “Она вас любит” (1956 год). В дальнейшем он снялся в картинах: “Атаман Кодр” (1958 год), “Майор «Вихрь” (1959 год), “Приходите завтра” (1960 год), “Спасите утопающего” (1967 год), “Ещё раз про любовь” (1968 год), “Крах” (1968 год), “В тринадцатом часу ночи” (1969 год), “Умеете ли вы жить?” (1970 год), “Какая у вас улыбка” (1974 год), “Ирония судьбы, или с лёгким паром!” (1975 год), “Небесные ласточки” (1976 год), “Инкогнито из Петербурга” (1977 год), “Трое в лодке, не считая собаки” (1979 год), “Мнимый больной” (1980 год), “Отпуск за свой счёт” (1981 год), “Вокзал для двоих” (1982 год), “Принцесса цирка” (1982 год), “Серебряное ревю” (1982 год), “Нежданно-негаданно” (1983 год), “Аплодисменты, аплодисменты” (1984 год), “Герой её романа” (1984 год), “Зимний вечер в Гаграх” (1985 год), “Самая обаятельная и привлекательная” (1985 год), “Миллион в брачной корзине” (1986 год), “Семь криков в океане” (1986 год), “Забытая мелодия для флейты” (1987 год), “Шантажист” (1987 год), “Безумный день, или Женитьба Фигаро” (1989 год), “Искусство жить в Одессе” (1989 год), “Бабник” (1990 год), “Осада Венеции” (1991 год), “Чокнутые” (1991 год), “Русский регтайм” (1993 год), “Простодушный” (1994 год), “Роковые яйца” (1995 год), “Привет, дуралеи!” (1996 год), снялся в 10 выпусках знаменитого “Фитиля” С. Михалкова. Редко это были главные роли, зачастую просто эпизодические, но если их убрать из фильма, то и на всём фильме можно ставить крест.

В 1994 году вышла в свет книга “Былое без дум”, написанная А.А. Ширвиндтом в соавторстве с известным искусствоведом Б. Поюровским. Александр Анатольевич увлекается рыбалкой, баскетболом, игрой на скрипке.

15 марта 2024 года ушёл из жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в городе Москве.

фильм “Она Вас любит” это дебютная работа Александра Ширвиндта в большом кинематографе и одна из самых удачных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *