2 августа 1945 года в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф завершилась конференция с участием лидеров трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. В ходе её работы были определены узловые моменты по послевоенному устройству Европы.
Территория Германии делилась на 4 оккупационные зоны: американскую, британскую, советскую и французскую. Берлин, входивший в советскую зону оккупации, также был поделён на 4 зоны влияния.
Целями оккупации Германии провозглашались её денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация. Была провозглашена также цель сохранения единства Германии.
По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25 % по сравнению с 1937 годом. Территории к востоку от новой границы состояли из Восточной Пруссии, Силезии, Западной Пруссии, и две трети Померании. Это в основном сельскохозяйственные районы, за исключением Верхней Силезии, которая являлась вторым по величине центром немецкой тяжёлой промышленности. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав Польши. Это была своеобразная компенсация за отторгнутые у неё в 1939 году земли Западной Украины и Западной Белоруссии. В состав СССР вместе со столицей Кёнигсбергом вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Кёнигсбергская (с марта 1946 года — Калининградская) область РСФСР.
Накануне конференции произошло первое испытание ядерного оружия в США. 24 июля 1945 года в Потсдаме президент США Гарри Трумэн сообщил маршалу Сталину, что у США теперь есть оружие необыкновенной разрушительной силы. Вот как описывает это событие Уинстон Черчилль в своей знаменитой книге “Вторая мировая война”:
“На следующий день, 24 июля, после окончания пленарного заседания, когда мы все поднялись со своих мест и стояли вокруг стола по два и по три человека, я увидел, как президент подошёл к Сталину и они начали разговаривать одни при участии только своих переводчиков. Я стоял ярдах в пяти от них и внимательно наблюдал эту важнейшую беседу. Я знал, что собирается сказать президент. Важно было, какое впечатление это произведёт на Сталина. Я сейчас представляю себе всю эту сцену настолько отчётливо, как будто это было только вчера. Казалось, что он был в восторге. Новая бомба! Исключительной силы! И может быть, будет иметь решающее значение для всей войны с Японией! Какая удача! Такое впечатление создалось у меня в тот момент, и я был уверен, что он не представляет всего значения того, о чем ему рассказывали. Совершенно очевидно, что в его тяжёлых трудах и заботах атомной бомбе не было места. Если бы он имел хоть малейшее представление о той революции в международных делах, которая совершалась, то это сразу было бы заметно. Ничто не помешало бы ему сказать: “Благодарю вас за то, что вы сообщили мне о своей новой бомбе. Я, конечно, не обладаю специальными техническими знаниями. Могу ли я направить своего эксперта в области этой ядерной науки для встречи с вашим экспертом завтра утром?” Но на его лице сохранилось весёлое и благодушное выражение, и беседа между двумя могущественными деятелями скоро закончилась. Когда мы ожидали свои машины, я подошёл к Трумэну. “Ну, как сошло?” — спросил я. “Он не задал мне ни одного вопроса”, — ответил президент. Таким образом, я убедился, что в тот момент Сталин не был особо осведомлён о том огромном процессе научных исследований, которым в течение столь длительного времени были заняты США и Англия и на который Соединённые Штаты, идя на героический риск, израсходовали более 400 миллионов фунтов стерлингов”. (конец цитаты)
Для справки: работы по обеспечению собственного атомного проекта в Советском Союзе велись с 12 апреля 1943 года под управлением СНК СССР, которыми сначала руководил нарком химической промышленности М. Г. Первухин. 3 декабря 1944 года вышло постановление ГКО СССР № 7069сс “О неотложных мерах по обеспечению развёртывания работ, проводимых Лабораторией №2 АН СССР”. А 20 августа 1945 года через 2 недели после атомной бомбардировки Хиросимы распоряжением Государственного комитета обороны № 9887сс/оп от 20 августа 1945 года для создания в сжатые сроки ядерного оружия с целью поддержания паритета между СССР и США был образован Специальный комитет при СНК СССР. Руководителем проекта был назначен Лаврентий Берия. Спецкомитет был наделён чрезвычайными полномочиями по привлечению любых ресурсов, имевшихся в распоряжении правительства СССР, к работам по атомному проекту. Так что Черчилль явно заблуждался. Маршал Сталин был не просто в курсе дел, а как Председатель Совета Народных комиссаров СССР и Государственного комитета обороны держал работы по созданию собственной атомной бомбы под личным жёстким контролем. Ядерное оружие было создано в сжатые сроки, и до сих пор это один самых главных гарантов государственного суверенитета России.
На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. США, Великобритания и Китай, воюющие против Японии, 26 июля 1945 года подписали Потсдамскую декларацию, в которой были изложены требования от Японии безоговорочной капитуляции. (Для справки: 8 августа 1945 года к декларации присоединился СССР и объявил Японии войну.)
Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки Сталина, Трумэна и Черчилля (которого в последние дни сменил К. Эттли).