Чуть меньше 54 лет отпустила судьба выдающемуся советскому и мировому политическому деятелю Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину – основателю Советского — первого в мире пролетарского государства. Как говорили раньше “всё прогрессивное человечество” отмечает 150-ю годовщину со дня его рождения. Но если отбросить иронию, то я горжусь тем, что В.И. Ленин россиянин. Масштаб его личности трудно оценить и в рамках этой статьи сделать это невозможно, да и цели такой в ней не ставится. Приведу лишь четыре цитаты.
“Зима на Якиманке была единственной в моей жизни безрадостной порой. От стен шёл мертвящий дух, или сами мы потеряли способность радоваться, что я не запомнила никакой дури, которая нас тешила всегда и всюду. Зато я запомнила, как, возвращаясь от Нарбута в пустом трамвае — пустыми они бывали только к ночи, — мы вдруг заметили, что вагоновожатый остановил вагон в неурочном месте и выскочил на мостовую. Он вернулся с газетой: экстренный выпуск — смерть Ленина. Стояли страшные морозы, а в последующие дни и ночи протянулись огромные многоверстовые очереди к Колонному залу. Мы прошли вечером вдоль такой очереди, доходившей до Волхонки, и простояли много часов втроём с Пастернаком где-то возле Большого театра. Очередь не двигалась, а мы еще боялись, что нас из нее выгонят — это была какая-то делегация. Остальные, вытянувшиеся в нитку, состояли из обычного чёрного и мрачного люда. Похороны Ленина были последним всплеском народной революции, и я видела, что его популярность создавалась не страхом, а надеждами, которые возлагал на него народ. Единственный раз за всю мою жизнь Москва добровольно вышла на улицы и построилась в очереди. Люди стояли терпеливо, молча, мрачно. Нигде не было давки, ни малейшей тени Ходынки”.
(из воспоминаний Н. Я. Мандельштам-русской писательницы, мемуариста, лингвиста, преподавателя, жены Осипа Мандельштама)
“Нужно быть сумасшедшим, чтобы не признать величия Ленина. Собрать в единое целостное государственное образование погрязшую в анархии, подстерегаемую со всех сторон контрреволюцией, до смерти вымотанную Россию — это достижение, равное которому вряд ли можно найти в истории”.
(Карл Каутский — немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма, редактор четвёртого тома “Капитала” К. Маркса в работе Каутский против Ленина. Kautsky К., Ein Brief uber Lenin, в кн.: Kautsky gegen Lenin, Bonn, 1981, S. 81).
“Первостепенное значение Ленин придавал созданию нового государственного аппарата. Работая по 15-18 часов в сутки, он добился такой организации работы СНК*, что последний, по оценке западных исследователей, “в течение первых нескольких месяцев своего существования достиг такого же уровня, которого британский кабинет министров смог достичь приблизительно к этому же времени, но уже имея за плечами почти двухсотлетний опыт. По существу, добиться такой отлаженности аппарата, который достиг СНК к концу гражданской войны, британский кабинет смог лишь в течение и после второй мировой войны”.
(Rigly Т., Lenin’s Government. Sovnarkom. 1917-1922, Cambridge — London — New York — Melbourne, 1979, p. 223-24).
“Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающий из покоя холодного сострадания, здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие – логика, его расположение души – оппортунизм. Его симпатии холодны и широки, как Ледовитый океан; его ненависть туга, как петля палача. Его предназначение – спасти мир; его метод – взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам… Он ниспровергал всё. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество. В конце концов, он ниспроверг себя… Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины… Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть”.
(Уинстон Черчилль написал это о Ленине в своей работе “Мировой кризис 1918-1928” .Churchill W.S., (The World Crisis. 1918-1928, The Aftermath)
* Совет Народных Комиссаров