ЭТОТ МЕСЯЦ В ИСТОРИИ

22 июня — скорбная дата в истории России. В этот день 80 лет тому назад, в 1941-м году, гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Великая Отечественная изменила ход истории. Страшную цену пришлось заплатить советскому народу за победу над фашизмом. Четыре года тягот и невзгод, тысячи сожжённых городов и сёл, многие миллионы жизней.

Чем дальше от нас-современников эта дата, тем больше на Западе псевдоисториков, которые стараются извратить ход прошедших исторических событий и подвергнуть сомнению не только решающую роль Советского Союза и его народа в победе над фашизмом, но подвергают фальсификации итоги II-й мировой  войны. Пытаются поставить Советский Союз в число виновников за начало этой самой страшной военной трагедии в истории человечества наряду с фашисткой Германией. Но именно страны Запада вскормили в Германии фашистский режим. Именно Мюнхенский сговор позволил Гитлеру познать вкус вседозволенности и безнаказанности. Чехословакия была уничтожена без единого выстрела. Она была растерзана. Отдавая Чехословакию на растерзание  Германии Великобритания и Франция провоцировали Гитлера на войну с СССР. Но (как модно сейчас говорить) выстрелили себе в ногу.

Брестская крепость, которой в 1965 году было присвоено звание,  Крепость-герой, стала самым ярким символом начала войны. Её гарнизон несколько недель сдерживал атаки 45-й пехотной дивизии вермахта.

Первым, кто самым подробным образом описал подвиг защитников Брестской крепости, был С.С. Смирнов — советский писатель, историк и общественный деятель. Писатель многое сделал для восстановления доброго имени солдат и офицеров — бывших защитников крепости, попавших за нахождение в плену в жестокую, незаслуженную  опалу уже после войны. Он был также и ведущим телепрограммы “В поисках героев Брестской крепости”. И я, будучи ребёнком, старался не пропустить ни одной передачи. Смотрел их с замиранием сердца. Хорошо помню, что помимо Брестской крепости С.С. Смирнов рассказывал и о боях в районе Брестского вокзала, где немецко-фашистские захватчики встретили ожесточённое сопротивление воинов Красной Армии. И всё-таки вернёмся к обороне Брестской крепости.

За книгу “Брестская крепость” (1957 год, второе, дополненное и расширенное издание — 1964 год) С. С. Смирнов в 1965 году был удостоен Ленинской премии и награждён орденом Ленина.

А как выглядело начало войны из чужих окопов? О героической обороне Брестской крепости впервые стало известно, когда после разгрома 45-й пехотной дивизии вермахта в начале 1942 года были захвачены документы штаба дивизии и в их числе “Боевое донесение о взятии Брест-Литовска”. 

Весьма красноречивые ответы на эти вопросы можно обнаружить в книге, автор которой едва ли может быть обвинен в искажении фактов. Это книга “1941 год глазами немцев. Берёзовые кресты вместо железных” английского историка Роберта Кершоу, которая была  опубликована и в России. Книга практически целиком состоит из воспоминаний немецких солдат и офицеров, их писем домой и записей в личных дневниках.

Вот небольшие выдержки из этой книги, посвящённые боям в Брестской крепости.

“22 июня, Брест

 Захват Брестской крепости был поручен 45-й пехотной дивизии вермахта, насчитывавшей 17 тысяч человек личного состава. Гарнизон крепости — порядка 8 тысяч. В первые часы боя посыпались доклады об успешном продвижении немецких войск.

Командир немецкой 45-й пехотной дивизии отправил в штаб 12-го корпуса целый ворох бодрых донесений. В 4 часа 45 минут утра в одном из донесений говорилось: “До сих пор нет признаков сопротивления противника”. К этому времени немцы успели захватить несколько мостов, в том числе важнейший железнодорожный мост, который вел к южному входу в цитадель. И даже здесь “не было сколько-нибудь значительного отпора”. В 4 часа 42 минуты “было взято 50 человек пленных, все в одном белье, их война застала в койках”. Наступление немцев наращивало темп, в их руки попадали все новые и новые мосты и сооружения крепости. Через три часа после начала войны в 12-й корпус докладывали, что “дивизия намеревается овладеть Северным островом”. Сопротивление противника мало-помалу усиливалось, “враг предпринял ряд танковых атак на участке между мостом и цитаделью”, однако немцы полностью владели ситуацией.

В 8 часов 35 минут в одном из донесений прозвучали более трезвые нотки: “За крепость продолжается ожесточённое сражение”. К 8 часам 50 минутам в штабе командования 12-го корпуса убедились, что прорвавшаяся в Брест 45-я пехотная дивизия не поспевает за фланговыми частями. Было принято решение ввести в бой резервные части корпуса — 133-й пехотный полк — для разгрузки тяжёлого положения на участке 45-й дивизии, в которой “погибли два командира батальонов и один командир роты, а командир одного из полков получил серьёзное ранение”. К 10 часам 50 минутам утра в донесениях уже не скрывают пессимизма. “Бой за овладение крепостью ожесточённый — многочисленные потери”. Таким образом, попытка атаковать крепость с ходу провалилась.

 В 13 часов 50 минут генерал-лейтенант Шлипер, командующий 45-й пехотной дивизией, следивший за ходом боя с наблюдательного пункта 135-го пехотного полка, вынужден был смириться с происходящим — эту крепость силами одной только пехоты не взять. Генерал-фельдмаршал фон Бок, командующий группой армий “Центр”, побывавший на командном пункте 12-го корпуса за 40 минут до описанных событий, придерживался того же мнения. В 14 часов 30 минут командование приняло решение отвести части 45-й дивизии, успевшие прорваться в цитадель. Отход намечалось осуществить с наступлением темноты. Затем предполагалось точно выяснить, где находятся солдаты противника, и подавить их сопротивление огнем артиллерии. Командующий 4-й армией дал свое согласие. В документах дивизии этот вынужденный шаг объяснялся так:

   “Он стремился избежать ненужных потерь; движение по железной дороге и подъездным автомобильным дорогам уже осуществлялось. И врагу уже не удастся этому помешать. В целом русских ожидала осада и, следовательно, голодная смерть”.

   Для 45-й дивизии вермахта начало кампании оказалось безрадостным: 21 офицер и 290 унтер-офицеров, не считая солдат, погибли в первый же день войны. За первые сутки в России дивизия потеряла почти столько же солдат и офицеров, сколько за шесть недель французской кампании.

   12-й корпус запросил дополнительные силы — самоходные орудия и огнемёты. Решающего прорыва одной только артиллерией добиться было невозможно…..

…..45-я пехотная дивизия начала войну в России ветераном боевых действий, оставив во французской земле 462 солдата и офицера. А 450 солдат и 32 офицера были похоронены на первом дивизионном кладбище этой кампании в Бресте. Еще 30 офицеров и 1000 солдат и унтер-офицеров были ранены. В ходе этой первой за кампанию операции 45-я дивизия потеряла больше личного состава, чем за все время боевых действий на Западном фронте год тому назад.” (конец цитаты).

Громадные потери, понесённые 45-й дивизией вермахта стали причиной для специального расследования. И уже тогда стало ясно, что германскую армию ждёт не лёгкая прогулка, вроде покорения Франции, а война в самом страшном смысле этого слова.  

Впереди ещё долгие без малого четыре года самой жестокой и кровопролитной войны, ещё впереди битва за Москву, Сталинградская битва и Курское сражение, освобождение Европы от фашизма и падение Берлина. Но всё это было бы невозможно без подвига защитников Брестской крепости. Без подвигов сотен тысяч безвестных бойцов и командиров Красной Армии, которые сложили головы и в знаменитых сражениях, и на безымянных высотках.

24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы! По древней брусчатке Красной площади прошли представители всех фронтов — сводные полки, полки победителей! Благодаря их беззаветной преданности Родине, тяжёлому каждодневному ратному труду именно Советский Союз разгромил фашистскую Германию и добил гада в его логове! А к подножью Мавзолея были брошены штандарты поверженной фашистской армии! Первым был брошен личный штандарт Адольфа Гитлера, а последним  — знамя армии предателя  –  генерала Власова!

Всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Всё меньше остаётся участников и свидетелей тех грозных событий. Их скоро можно будет пересчитать по пальцам. Но остаётся ещё человеческая память. И мы дети и внуки славных солдат-победителей и тружеников тыла должны сохранить правду об этой войне и в свою очередь передать её нашим детям и внукам.

Подбор материалов и написание статьи: Николенко Г.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *